§13 История феминизма: третья волна

ОСОБЕННОСТИ ИДЕОЛОГИИ.

1. Квир-теория (постмодернистское понятие трансгрессии приложили к взаимоотношениям полов):
— гендер – это перфоманс (Джудит Батлер);
— гендеров может быть более двух;
— гендер – тип самовыражения и продукт творчества, его можно менять;
— гендерная идентичность должна защищаться законом.

2. Теория интесекциональности. Понятие ввела Кимберли Кершо, описывая жизнь чернокожих женщин в Америке: они сталкиваются и с расизмом, и с сексизмом со стороны чёрных и белых мужчин.
— не существует класса угнетателей и класса угнетенных – существуют признаки, по которым у одних людей есть преимущества (привилегии) перед другими;
— следовательно, один и тот же человек может обладать привилегиями в чем-то одном (и тогда его можно назвать угнетателем) и не обладать ими в чем-то другом (т.е. быть угнетенным); например, белая лесбиянка угнетена по признаку ориентации, но имеет привилегии перед небелыми людьми;
— прежде, чем обвинять кого-то в угнетении, нужно задуматься, не угнетаешь ли ты кого-то (проверить привилегии).

3. Идеология движения «зеленых»:
— животные – это существа, по ценности равные человеку;
— природа является самодостаточной ценностью вне связи с выгодой для человека;

4.Буржуазный либерализм и индивидуализм:
— высшая ценность – это свобода, под которой понимается право реализовать любое свое желание, если оно прямо не вредит другим;
— социальная справедливость может быть достигнута путем мирных реформ, без существенного изменения политико-экономической системы;
— совокупность малых действий дает эффект большого политического действия, индивидуальный выбор уже есть политическое действие (носишь «Адидас» — угнетаешь рабочих из бедных стран).

5. Сексуальное либертарианство: секс – это безусловное добро, удовольствие, неотъемлемая часть жизни, потребность, право человека и способ самовыражения, сексуальное насилие – это только секс не по согласию, сексуальная жизнь определяет личность человека (понятие сексуальной идентичности).

6. Идеология грудного вскармливания младенцев (в США представлена организацией La Leche League).

Все эти идеологии, кроме сексуального либертарианства и ГВ, в отдельности создавались и/или пропагандировались в 1980-е гг. для того, чтобы «утопить» в самокопанияхи чекании привилегий весь гражданский активизм, сильно испугавший власти в 1960-70-е гг. Мозаика из удобных идеологий была наложена на традиционную патриархальную идеологию женственности. В результате мы получили «свободу» и «эмпауэрмент» через БДСМ и съемки в порно, шатание патриархата с помощью моделей плюс сайз и называния себя не в том грамматическом роде, и т.п. абсурдные вещи, известные нам по ресурсам феминисток третьей волны.
Самым неприятным в феминизме третьей волны является то, что его используют в своих целях магнаты сексуального бизнеса: порнографы, владельцы борделей, торговцы женщинами.

ГРУППИРОВКИ И ПЕРСОНАЛИИ.

Панк-движение «Riot Girrrl».

Квир-теоретикессы Джудит Батлер и Ева Седжвик, пост-структуралистка Джоан Скотт, активистки и писательницы Дженнифер Баумгарднер и Эми Ричардс и др.

Предтеча – секс-позитивные феминистки 80-х гг.: Эллен Уиллис, Эйвдон Кэрол, Вероника Вера, Кандида Рояле, Гейл Рубин и др., — «черные» феминистки 70-х гг. вроде Энджелы Дэвис.

На фотографиях: Наоми Вульф (писательница, «Миф о красоте»), Кимберли Кершо (ввела термин «интерсекциональность»), квир-теоретикессы Ева Седжвик и Джудит Батлер (ввела понятие «гендер как перфоманс»), Кандида Рояле (порнографка).