§9 История феминизма: первая волна

Эта глава ответит на следующие вопросы: когда началась первая волна феминизма? В чём состояла задача первой волны феминизма? Кем были феминистки первой волны?

ВРЕМЕННЫЕ РАМКИ разнятся по странам; началом организованного женского движения называют 1848 год, когда в США прошёл съезд по защите прав женщин. На съезде была принята так называемая «Декларация чувств»: в ней поднимались такие важные вопросы, как равноправие женщин в правах собственности, браке, в свободном выборе профессии, получении образования и т. д. В целом же волна начала подниматься в середине XIXв., и закончилась в 20-е гг. XXв.

ИСТОРИЧЕСКИЕ КОРНИ:
1. Эпоха Просвещения (XVIIIв.). Во-первых, она сыграла значительную роль в постепенной секуляризации Западной культуры и формировании научной картины мира в противовес религиозной – консервативной, мизогинной. Во-вторых, как можно понять по названию этого периода, деятели Просвещения уделяли очень много внимания популяризации образования, борьбе с неграмотностью, что затронуло и женщин.
2. Французская революция (1789-1799гг.), в которой было задействовано много женщин и которая стала для них огромным разочарованием, ибо ее демократические завоевания касались только мужчин.
3. Аболиционизм – борьба с расовой дискриминацией. В США ранний феминизм и ранний суфражизм были тесно связаны с этим движением, ряд активисток, таких, как Соудженер Труф, Дороти Дэй, доктор Элизабет Блэквелл, Джейн Аддамс, можно отнести и к аболиционистскому, и к раннему феминистскому движению.
4. Труды и деятельность протофеминисток: Мэри Уоллстонкрафт (ее еще называют бабушкой британского феминизма), Олимпии де Гуж (обе XVIIIв.), Мари ле Жар де Гурнэ, Энн Брэдстрит, Франсуазы Пулен де ла Бар (все три – XVIIв.), а также более ранних, таких, как Кристина Пизанская (XV век).

ИДЕОЛОГИЯ – феминизм равенства в его исконном, чистом виде – идея того, что:
— женщина и мужчина – существа с равными от природы возможностями;
-— у женщин отсутствует множество прав, которые имеют мужчины, и это несправедливо;
— женщинам должны быть предоставлены равные права с мужчинами во всех сферах жизни, а также возможность полноценно жить без мужчины (стародевичество, вдовство).
В то время идея превосходства мужчин над женщинами по всем параметрам, идея физической и интеллектуальной неполноценности женщин была господствующей и практически безальтернативной; высказывание публично мнения о женской глупости, ограниченности, непостоянстве, легкомыслии и пр. вовсе не считалось предосудительным.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПОВЕСТКА. Феминистки первой волны боролись за то, чтобы женщинам были предоставлены юридические права на:
— участие в выборах (этим занималось движение под названием «суфражизм» — ответвление феминизма первой волны);
— владение собственностью; для замужней женщины – владение собственностью отдельно от мужа (прежде существовал так называемый ковертюр – юридическая норма, согласно которой имущество супружеской пары признавалось общим, а по факту распоряжаться им мог только мужчина);
— развод;
— собственных детей и опеку над ними в случае развода;
— выбор профессии;
— профессиональное образование, среднеспециальное и высшее;
— школьное образование (в случаях, когда это было проблемой, например для бедных девочек или для девочек в ультраконсервативных странах).
Также в их политическую повестку входила борьба с проституцией и проблемы незаконнорожденных детей.
ФЕМИНИСТКИ ПЕРВОЙ ВОЛНЫ ДОБИЛИСЬ ЮРИДИЧЕСКОГО ПРИЗНАНИЯ РАВНОПРАВИЯ ПОЛОВ и принятия законов, предоставляющих женщинам вышеперечисленные права.

АРЕАЛ РАСПРОСТРАНЕНИЯ – вся Западная Европа, британские колонии (Австралия, Новая Зеландия), ряд стран Нового Света (США, Канада, Бразилия, Никарагуа), ряд стран Восточной Европы, включая Россию и Болгарию, и Азии (Турция, Индия, Китай, Персия, она же Иран). Особенно сильным движение было в англоязычных странах, Швеции, Дании, Нидерландах, Франции). В России феминизм первой волны был тесно связан с социалистическим движением и уничтожен большевиками после победы как «буржуазное» движение.

ОРГАНИЗАЦИИ И ПЕРСОНАЛИИ (выборочно).
Великобритания:
Каролин Нортон – боролась за родительские права для женщин и победила: закон, дававший женщинам право опеки над детьми, был принят.
Лэнгхэмский кружок (конец 1850-х – 1866г.): Барбара Бодингтон, Бесси Райнер Паркерс, Матильда Мэри Хейс, Джесси Бушеретт, Аделаида Энн Проктор и др. Открыли первый в стране феминистский орган печати – «Английский женский журнал». Создали Комитет по правам собственности для замужних женщин.
Благодаря их деятельности был принят соответствующий закон.
Общество занятости для женщин: обр. в 1859г. Джесси Бушеретт, Барбарой Бодингтон, Аделаидой Энн Проктор; занималось вопросами профессионального обучения и трудоустройства женщин; на его базе была сформирована Лига защиты трудовых прав женщин, в которую входила суфражистка Элен Блэкбёрн; Лига добилась приятия ряда соответствующих законов, в т.ч. закона, согласно которому замужество больше не могло быть для женщины препятствием к трудоустройству. Общество занятости для женщин в 1926г. было переименовано в Общество развития женского образования; под этим названием существует и поныне.
Также в Великобритании было немалое количество сообществ суфражисток и суфражеток; из самых крупных можно вспомнить Национальное общество за право голоса для женщин, Женскую свободную федерация, Национальный союз суфражистских организаций и, конечно же, Женский социально-политический союз, основанный Эммелин Панкхёрст.

США:
Маргарет Фуллер – авторка книги «Женщины XIX столетия», имевшей огромный резонанс.
Американская ассоциация женщин за право голоса (AWSA, 1869-1890гг.) – либеральная суфражистская организация; включала Люси Стоун, Джулию Уорд Хоув, Генри Блэеквелла (да, среди суфражисток были «нетакие») и др.
Национальная ассоциация женщин за право голоса (NWSA, 1869-1890гг.) – радикальная суфражистская организация, отколовшаяся от AWSA из-за разных взглядов на 15-ю поправку к Конституции и раскола в Американской ассоциации равноправия. Включала Элизабет Кэйди Стэнтон, Сьюзан Энтони, Матильду Джослин Кейдж и др. Энтони, кроме всего прочего, будучи незамужней, тем не менее занималась положением женщины в браке, в частности высказывалась о том, что у женщины должно быть право отказать мужу в сексе. Взгляды Матильды Джослин Кейдж называют предтечей радикального феминизма второй волны.
В 1990г. обе суфражистские организации объединились снова.
Другие известные американские феминистки того времени: Элис Пол, Люси Бёрнс, Лукреция Соффен Мотт, Виктория Вудхалл, Сара и Анджелина Гримке, Кэри Чепмэн Кэтт, Ида Уэллс, Маргарет Сэнгер.

Удачи и до будущих встреч!