МИФЫ И ЛЕГЕНДЫ О СОЛАНАС

Пожалуй, самой угрожающим и неоднозначным символом феминизма стала американка Валери Соланас, из которой уже многие десятилетия пытаются выставить осатанелую провокаторшу, которая в ярости подстрелила знаменитого художника. Эти городские легенды и слухи перекрывают известность её литературного наследия, за права на которое она боролась до конца своей жизни. Давайте же обратимся к историческим фактам и разберёмся, где правда, а где — жёлтые заголовки, на которых зарабатывали мужчины-газетчики и сам подстреленный художник.

1. Как правильно переводить название «The Scum Manifesto», знаменитого манифеста Соланас?


На русском его обычно называют ОПУМ, и это неправильно. «Общество по уничтожению мужчин» — это выдумка издателей с целью поднять продажи: ни о каких организациях в тексте речи не идёт, а главное — Соланас при жизни отрицала эту интерпретацию. На английском Scum — это отброски, подонки, т.е. дословный его перевод: «Манифест подонков общества». И ведь именно о жизни на дне общества Валери обычно и писала, описывая судьбы женщин, которых миновала американская мечта.

Теперь мы и подошли к тому, как отброски стали «обществом» — нуждаясь в деньгах, Соланас продала права на свои произведения издателю, который, не стесняясь, внёс правки. Увы, Валери уже нет в живых, чтобы поставить последнюю точку в этом вопросе, но достаточно прочитать манифест, чтобы увидеть, что Scum — это не аббревиатура, а «властные, спокойные, уверенные в себе, непристойные, агрессивные, эгоистичных, независимые, гордые, ищущие острых ощущений, неуправляемые, высокомерные женщины», которые при патриархате вынуждено находятся на дне общества — среди подонков.

Такая обложка Scum Manifesto — это прекрасная иллюстрация для мужских проекций, но не для самого манифеста, права на который были выкуплены у Соланас в трудную минуту. Страдающие мужчины в центре кадра, небритые подмышки (главная проблема феминизма) и, конечно же, упругая грудь в кружевном пушапе.


2. Соланас занималась проституцией?


Эта выдумка основывается исключительно на желании издателей создать вокруг Соланас образ «падшей женщины, патологически одержимой мужчинами», чтобы заработать на жареных заголовках. Напротив, известно, что Соланас была открытой лесбиянкой, закончила психфак, числилась в почётном психологическом обществе, а в предпологаемые периоды проституции имела работу по специальности или в области тестирования препаратов на животных. Существующие якобы «свидетельства» возникли через добрый десяток лет после её смерти.

Однако давайте не будем идти на поводу у женоненавистников и оправдываться за мужское насилие над нами. Конкретно Соланас удалось избежать проституции и замужества, но если бы и нет — как бы это преуменьшило её наследие? Никак, потому что опыт мужского насилия не уменьшает ценность женщины. Попытки очернить память о Валери проституированием ничего не говорит о ней самой, но ёмко описывает мужчин, которые в страхе перед её манифестом только подтвержают её тезисы, низводя женщину до роли объекта, который можно испортить и накладывая на неё ответственность за насилие, которое совершают мужчины.


3. У Соланас были дети?


Эта сказка продолжает развиваться: сначала ей приписывали сына от моряка, затем сонм её детей продолжал расти, и уже Соланас, открытая лесбиянка, рожала чуть ли не каждый год (как она в 50х при этом сумела успешно учиться в университете и работать — сплетники умолчали)


4. Соланас стреляла по каким-то случайным мужчинам потому что была сумасшедшей.


Соланас стреляла по Уорхоллу по конкретной причине: у них был долгий конфликт из-за авторских прав и плагиата со стороны Уорхолла. Известно, что на суде она объяснила выстрел так: «Я нечасто стреляю в кого-либо. Я сделала это неслучайно. Уорхол связывал меня по рукам и ногам. Он собирался сделать со мной то, что уничтожило бы меня».

к/ф «I Shot Andy Warhol» D: Lili Taylor, Jared Harris R: Mary Harron